Может быть, у вас есть “песенка перед сном”, любимая с самого раннего детства? Используя слова песен, знакомых “с пелёнок”, мы не всегда задумываемся о мудрости поколений, которая в них вложена. Может быть, и не надо задумываться, пусть всё и остаётся таким простым – а на самом деле мудрым и в какой-то мере даже волшебным…
Послав в поисковые системы запрос Колыбельные, мы получим в ответ тысячи сайтов, где есть возможность посмотреть или скачать колыбельные песни, изучить и запомнить тексты, посмотреть мультфильмы с колыбельными. Но всегда ли мы точно знаем, что именно хотим найти?
Ведь уже несколько поколений во многих семьях детям не поют народные колыбельные, многие мамы не хотят петь сами, другим не нравятся “устаревшие слова”, на множестве форумов мамы возмущаются такими ужасными текстами: “Придёт серенький волчок и укусит за бочок”, не вникая особенно в историю и смысл того, почему такие слова колыбельных песен (их и песнями-то не всегда принято было называть).
Но неуёмные учёные продолжают изучать: что это за явление – народные колыбельные, откуда они взялись, для чего были нужны (ведь они существуют уже сотни лет во всех человеческих культурах, у всех народов). Конечно, ставится в науке и культурологии вопрос: нужны ли народные колыбельные мамам и деткам 21 века, или можно вместо них использовать классические колыбельные известных поэтов и композиторов – или современные песни?
Не будем давать однозначный ответ, но прислушаемся к старинным традиционным колыбельным песням для детей, а также к мнению учёных, их изучающих. Наверняка большинство нынешних мам помнят, как их мамы и бабушки “мурлыкали”, укладывая их спать, и поминали котика, гуленек и знаменитое в русском языке “баю- баюшки- баю”.
А сейчас уже возвращается “мода” на традиционное воспитание. Специалисты – педагоги и психологи – объясняют истоки и достоинства старинной науки воспитания, а собиратели фольклора и певицы сохраняют русские колыбельные песенки – ещё многое сохранилось из “золотого запаса” народной культуры.
Колыбельные русские народные
Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.
Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов “колебать”, “колыхать”, “качать”. Качали на Руси люльку (делали квадратную раму, нетуго натягивали на неё холст, так чтобы было значительное углубление в середине… или же это была плетёная корзина) или – в более поздние времена – зыбку (нечто похожее на ящик с дном из тонких дощечек). Люльку подвешивали к потолку на гибком шесте, а к шесту прикрепляли верёвками. Чтобы покачиватьлюльку (зыбку) с младенцем, и при этом ещё что-то успевать делать, снизу к ней тоже прикреплялась верёвка. Так вот, “колыбель” – это общее наименование всей конструкции.
И одновременно с покачиванием люльки (зыбки), в такт с ним, поются колыбельные песни. И, подобно ритму двигающейся люльки (зыбки), происходит ритмичное звуковое (речевое) “раскачивание”, когда голос делает звуковое движение то вверх, то вниз (“кач-кач-кач”, “баю-баю-бай”, “люли-люли-люли” и т.п.) Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.
Причём известно, что это характерно не только для русского фольклора. Знаменитый испанский писатель Федерико Гарсиа Лорка отмечал во всех народных колыбельных песнях “настойчивое, почти навязчивое использование одной и той же ноты”.
Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку), в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).
Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной (“баю-баюшки-баю”), возникли от устаревшего глагола “баять” (т.е. “говорить”, “рассказывать”).
Зачем колыбельные песни – чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая “ходит по кругу”, повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… “закрывающая глазки”, т.е. монотонная.
Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. А вы не замечали, что бывает, что современную колыбельную ребёнку часто слушать нравится, но… он не засыпает под неё? Исследователи выяснили, что это не единственное отличие народных колыбельных от современных авторских. Колыбельные песни у всех народов мира выполняют много разных функций: - через них ребёнок овладевает речью (что в свою очередь способствует развитию мышления).
Во время пения колыбельной мама или бабушка тянет гласные звуки: “баюшки – баюууууууу”, этим акцентируются гласные, выделяются отдельные звуки речи. Особая ласковая интонация детских колыбельных часто создаётся с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: кот всегда “котик”, “котенька – коток”, “котя – белый животок”, каждое слово используется несколько раз с разными суффиксами. Это помогает ребёнку начать выделять слова и фразы, развивается его “чувство языка”.
- мелодии и тексты колыбельных содержат психологические “инструкции” -колыбельные учат так, что нельзя не научиться: обучение происходит подспудно, незаметно, на уровне подсознания.
Есть особое состояние при засыпании человека, когда он находится между сном и бодрствованием, часто его называют “дремотой”. Хотя учёные давно эим занимаются, это состояние остается мало изученным. Но известно, что в этом состоянии человек активно впитывает информацию, причем не умом, а подсознательно. Некоторые ученые считают, что то, что поступило в мозг ребёнка во время дремоты, оказывает влияние на всю его последующую жизнь, на то, как он будет относиться к различным событиям в жизни.
Не случайно поэтому специалисты по народным колыбельным настаивают, что слова колыбельных для малышей очень и очень важны. Именно они ”задают программу” прекрасного будущего ребёнка и закладывают его уверенность в том, что он любим и о нём есть кому позаботиться. Причем мамы и бабушки эти слова раньше не учили, а придумывали “на ходу” – когда пели. Слова, которые приговаривались, когда малыш засыпал, считались заклинаниями, заговорами, поэтому в народных колыбельных будущая жизнь детей расписывается как успешная и радужная. Говорят, что есть восточная поговорка про недоброго человека: “Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен”.
- в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.
В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся “дитя” или “деточка”. Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.
Слушая колыбельные напевы, ребёнок узнавал многое о мире и о своей будущей жизни в этом мире. Древние считали, что с колыбельных песен начинается то, что называется воспитанием человека.
- колыбельные песни создают ребёнку защиту от бед и невзгод, окружая его лаской, заботой, внушают уверенность.
Кроме содержания, собственно слов детских колыбельных песен, этому способствовала особенная народная манера пения, при которой звук идёт “из сердца”, “из живота” и окутывает малыша невидимым “шатром”. Колыбельная песня поётся тихо, спокойно, без напряжения голоса, очень нежно и ласково.
- учёные-нейрофизиологи установили, что колыбельные учат младенца засыпать:
колыбельные вместе с укачиванием создают необходимый стимул для “запуска” собственных биоритмов мозга ребёнка, “включающих” засыпание. И, хотя психиаторы считают, что именно мамино исполнение колыбельных песен оказывает на малыша действие подобное гипнозу, они же утверждают, что колыбельные будут “работать”, даже если их поют “бабушки и нянюшки”.
- поющая колыбельную мама, приносит пользу и самой себе.
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что если мама поёт своему малышу колыбельные, у неё лучше лактация, а потом и отношения с ребёнком будут близкими и тёплыми. У беременных, поющих колыбельные малышу еще до его рождения, могут уменьшаться проявления токсикоза, улучшается самочувствие. Когда мама поёт колыбельные, у неё сердце бьется ровнее и спокойнее, нормализуется давление, выравнивается дыхание.
Случается, что мамы не хотят петь своему ребёнку, считая, что у них плоховато с вокальными способностями, чтобы не испортить музыкальный слух ребёнка. Но специалисты утверждают, что для ребёнка несущественно, какой у мамы слух и голос. Ребёнок чувствует тембр голоса, мягкость пения, ласку в голосе, чтобы пелось от души.
Лучшие детские колыбельные песни – слушаем и поём
Русские народные колыбельные… Их не надо знать много – обычно в каждой семье задерживается буквально 2-3 песенки. Здесь мы приведём несколько текстов, другие народные колыбельные песни поможет нам найти Интернет.
***
Ой, ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток.
Приходи к нам ночевать,
Стёпу в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ещё каши горшок,
Сладких пряников мешок.
***
Люли-люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать.
Стали гули ворковать.
Стали гули говорить:
“Чем Ванюшку накормить?”
Один скажет: “Кашкою”,
Другой: “Простоквашкою”.
Третий скажет: “Молочком
Комментариев нет:
Отправить комментарий